Фулфилмент

от англ. fulfilment) — комплекс услуг распределительной логистики по обработке заказов.

Фулфилмент подразумевает полную передачу всех функций по обработке поступающих заказов логистическому провайдеру (фулфилментовой компании).
Для товаропроизводителей, например, тут возможны два варианта:
1) поставщик отгружает товары небольшими партиями в соответствии с поступающими заказами,
2) поставщик отгружает весь имеющийся объем товаров на склад фулфилментовой компании.
Первый вариант доминирует сегодня практически повсеместно. Второй вариант доступен только очень крупным корпоративным участникам (вроде крупных торговых сетей).
Его развитие сдерживается отсутствием соответствующей инфраструктуры, которая постепенно формируется.

У нас почему-то считается, что фулфилмент предназначен  в первую очередь для интернет-магазинов, но на самом деле наибольший эффект от его внедрения получают товаропроизводители.
Фулфилмент позволяет отказаться от собственной инфраструктуры сбыта, сократить сбытовое подразделение и перейти к массовому обслуживанию индивидуальных потребителей, сэкономив на традиционных оптово-розничных посредниках. Полученная экономия в значительной степени компенсирует затраты на фулфилмент.

Структурно фулфилмент включает в себя три элемента:
1) кросс-докинг - т.н. "система сквозного складирования", подразумевающая комплектование заказов из нескольких товаров в один адрес, упаковку (включая подарочную) и маркировку;
2) экспедирование заказов - включающее адресную доставку заказов покупателям (Почтой России, курьерской службой), расчетно-кассовое обслуживание (оплату заказа при получении) и выдачу заказа (через пункты самовывоза и курьерские службы);
3) ответственное хранение - услуги по постоянному хранению товарных запасов клиента.

Краткий перечень операций фулфилмента:
- складское хранение товаров;
- приём и обработка заказов;
- комплектование и упаковка заказов;
- получение оплаты от покупателей;
- экспедирование, транспортировка и доставка заказов;
- работа с возвратами.

Переход на использование фулфилмента в качестве основы построения сетей товародвижения требует коренной перестройки всей системы сбыта. Проще всего это сделать тем, кто начинает с нуля. Гораздо сложнее тем, кто привык работать по-старому. Проблема еще и в том, что фулфилмент - относительно новое явление и пока не описанное в специальной литературе и не внедренное в учебные программы вузов. С другой стороны, переход к фулфилменту дает огромные конкурентные преимущества продавцам на рынке электронной коммерции, что особенно актуально в наше кризисное время.

В учебном центре Проекта "Энциклопедия электронной коммерции" разработана программа повышения квалификации специалистов с целью содействия внедрению фулфилмента в практику российских предприятий.
Администрация проекта приглашает представителей фулфилментовых компаний к сотрудничеству по интеграции информационных материалов в учебный курс повышения квалификации представителей сбытовых подразделений.